Итоговое собеседование

  Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).

Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования  к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.

Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.


В 2023 году итоговое собеседование будет проводиться в февральские сроки (8 февраля) и в дополнительные сроки (15 марта и 15 мая).

В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются обучающиеся:

  • получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачёт»);
  • не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально (по решению педагогического совета школы);
  • не завершившие выполнение итогового собеседования по уважительным причинам;
  • удаленные с итогового собеседования за нарушение Порядка проведения (по решению педагогического совета школы).

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.


Причины введения итогового собеседования

     В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:

  • Меньше времени дети стали проводить вне стен дома.
  • Меньше стали бывать на свежем воздухе.
  • Уменьшилось живое общение со сверстниками.

     Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:

  • трудно прочитать и пересказать текст;
  • сложно выразить связно свою мысль;
  • незнание того, как строить взаимосвязи в процессе общения.

     Да и в школе обучение направлено на сдачу письменных экзаменов в своём подавляющем большинстве! Это заставило разработчиков ОГЭ и ЕГЭ задуматься о том, чтобы ликвидировать этот перекос в знаниях учащихся. Таким образом, произошли изменения в ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Цели устного экзамена

    Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
     В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

Структура устной части

    Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает 4 задания открытого типа с развёрнутым ответом


№ задания 

Вид деятельности учащегося

 Задание 1

 Чтение вслух текста научно-публицистического стиля о каком-либо выдающемся человеке Российской Федерации

 Задание 2

 Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (уместное включение цитаты)

 Задание 3

 Тематическое монологическое высказывание, созданное в одном из типов речи

 Задание 4

 Участие в диалоге с собеседником-экзаменатором

Подробнее о каждой из частей собеседования

      Задание 1 – это выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований.

     Что же оценивается в этой части экзамена:

  • Интонация.
  • Темп чтения.

     На подготовку этого задания даётся 2 минуты.

     Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном вопросе:

  • не обращают внимания на слова, где уже стоит ударения и, как следствие, ошибки в произнесении этих слов;
  • искажают имена собственные (фамилии героев текста), термины;
  • неправильно произносят слова научной и публицистической лексики;
  • неверно склоняют числительные.

     Задание 2 – пересказ текста с уместным включением цитаты На подготовку – 1 минута.

     Критерии оценивания:

  • Все основные микротемы исходного текста сохранены.
  • Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
  • Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
  • В способах цитирования ошибок нет.
  • Речевое оформление заданий 1 и 2 оценивается совместно.

     Задание 3 – монологическое высказывание Учащийся вправе выбрать один из предложенных вариантов задания, которые соответствуют одному из трёх типов речи:

  • Описание.
  • Повествование.
  • Рассуждение.

     Примеры задания №3

      Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).

      Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).

      Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)

      У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста:

  • смысловая цельность;
  • членимость;
  • законченность.

      Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.

      Задание 4 – диалог с учителем

       Экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника.

      Критерии оценивания диалога:

  • Учащийся справился с коммуникативной задачей.
  • Даны ответы на все вопросы в диалоге.
  • Учтены условия речевой ситуации.

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.

Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

Как подготовиться к устному экзамену в 9 классе

      Прежде всего выпускнику 9 класса необходимо морально настроиться на то, что экзаменаторы заинтересованы в том, чтобы все учащиеся хорошо сдали этот экзамен и получили «зачёт». Конечно же, требуется определённая подготовка к данному виду экзамена.

      Что необходимо сделать:

  • Зайти на сайт ФИПИ и скачать с него демоверсию 2019 года.
  • Познакомиться со структурой экзамена и его критериями.
  • Хорошим подспорьем могут стать и различные сборники по подготовке к итоговому собеседованию (например, сборник под редакцией разработчика и эксперта ОГЭ и ЕГЭ И.П. Цыбулько).
  • Прорешать как можно больше вариантов, предлагаемых в свободном доступе в Интернете.
  • Большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет-источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;
  • Отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;
  • Ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;
  • Читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.

     И тогда, вооружившись знаниями, опытом в решении подобных заданий и упорством в достижении цели, вы сможете преодолеть такое препятствие, которым является итоговое собеседование в 9 классе в 2022 учебном году.