Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
В дополнительные сроки к участию в итоговом собеседовании допускаются обучающиеся:
Причины введения итогового собеседования
В связи с тем, что наши дети большую часть времени проводят за экранами мониторов компьютеров или телефонов, жизнь ребят значительно изменилась по сравнению с той, которую вели их родители:
Итогом такого времяпрепровождения стало ухудшение речевого взаимодействия в процессе живой спонтанной речи. Наши дети стали испытывать ряд трудностей:
Да и в школе обучение направлено на сдачу письменных экзаменов в своём подавляющем большинстве! Это заставило разработчиков ОГЭ и ЕГЭ задуматься о том, чтобы ликвидировать этот перекос в знаниях учащихся. Таким образом, произошли изменения в ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Цели устного экзамена
Целью введения устного собеседования по русскому языку является усиление коммуникативной направленности в обучении.
В современном обществе все большее предпочтение отдается качествам личности, помогающим быстро адаптироваться в новых условиях: самостоятельно пополнять знания; определять и решать проблемы; осваивать разные профессии. И в этом смысле речевое развитие (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.
№ задания |
Вид деятельности учащегося |
Задание 1 |
Чтение вслух текста научно-публицистического стиля о каком-либо выдающемся человеке Российской Федерации |
Задание 2 |
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации (уместное включение цитаты) |
Задание 3 |
Тематическое монологическое высказывание, созданное в одном из типов речи |
Задание 4 |
Участие в диалоге с собеседником-экзаменатором |
Задание 1 – это выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований.
Что же оценивается в этой части экзамена:
На подготовку этого задания даётся 2 минуты.
Типичные ошибки, допускаемые выпускниками в данном вопросе:
Задание 2 – пересказ текста с уместным включением цитаты На подготовку – 1 минута.
Критерии оценивания:
Задание 3 – монологическое высказывание Учащийся вправе выбрать один из предложенных вариантов задания, которые соответствуют одному из трёх типов речи:
Примеры задания №3
Тема 1. Праздник (на основе описания фотографии).
Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут. При оценке монологического высказывания оцениваются в первую очередь качества, которые выступают сущностными характеристиками текста:
Эти содержательные характеристики показывают соответствие текста заявленной теме.
Задание 4 – диалог с учителем
Экзаменатор-собеседник задаёт три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника.
Критерии оценивания диалога:
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно.
Учащийся получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
Прежде всего выпускнику 9 класса необходимо морально настроиться на то, что экзаменаторы заинтересованы в том, чтобы все учащиеся хорошо сдали этот экзамен и получили «зачёт». Конечно же, требуется определённая подготовка к данному виду экзамена.
Что необходимо сделать:
И тогда, вооружившись знаниями, опытом в решении подобных заданий и упорством в достижении цели, вы сможете преодолеть такое препятствие, которым является итоговое собеседование в 9 классе в 2022 учебном году.